Город Ирбит
Город Ирбит расположен в 204 км. к востоку от Екатеринбурга, на правом берегу реки Ницы при впадении в нее реки Ирбит. Через город проходит железнодорожная магистраль Екатеринбург-Тавда-Устье-Аха, а также автомобильные дороги, идущие на юго-запад к Камышлову и Артемовску, на юго-восток - в Тюмень и Талицу, на северо-восток - в Туринск, на северо-запад - в Алапаевск.
г. Ирбит - один из старейших уральских городов, почти три столетия служивший местом ежегодного торга Европейской России с Сибирью, Средней Азией и Китаем. Советский Первым феноменом ирбитской земли стало основание в 1629 году (на месте современного села Рудное Ирбитского района) второго в России и первого на Урале казенного железоделательного завода, семь десятилетий снабжавшего Сибирь железом. В 7140 году от сотворения мира (1631—1632 году по современному летоисчислению) при впадении речки Ирбит в Ницу возникла Ирбитская слобода, в которой вскоре появился торжок, постепенно выросший до второй по оборотам ярмарки России. В 1643 году - учреждено Правительством России Ирбитская ярморка. В 1686 году ирбитское торжище было легализовано, а столетие спустя, в 1775 году, Екатерина Великая, «не оставлявшая никогда похвальных заслуг без достойного воздаяния», пожаловала слободе статус города за «непоколебимую верность жителей Ирбита» своей императрице в борьбе со «злодейскими шайками» Пугачева. В следующем году город получил герб, украшающий его и поныне. В 1790 году пожар уничтожил почти весь город. Его отстроили заново, но в апреле 1879 года огонь уничтожил снова почти всю северную часть города. Восстанавливался Ирбит под руководством титулярного советника Александра Шабунина и академика Дюгеля. Многие здания, построенные ими, относятся к архитектурным и историческим памятникам и сохранились до настоящего времени, поэтому Ирбит внесен в список исторических городов России. Дореволюционный Ирбит, по словам одного из авторов XIX века: «В обычное время представляет из себя самый обыкновенный, скромный, захолустный уездный городок Российской империи. Зато в течение января и февраля месяца он совершенно меняет свою физиономию и характер. Сюда стекаются десятки тысяч народов, здесь можно бывает видеть представителей противоположных концов восточного материка: западных европейцев — немцев, французов и англичан и жителей Китая, Монголии, Персии. Сюда привозят товаров на сумму до 60 000 000 рублей, здесь происходит знаменитая Ирбитская ярмарка — каждогодний обмен произведений Азии и Европы». Ирбитская ярмарка по своим размерам тогда казалась такою колоссальною, что ярмарке этой наши сибиряка только удивлялись, не находя ей меры для сравнения. Про ярмарку и выражались больше односложными словами да знаками восклицания: «а, Ирбит!» или: «Это ведь в Ирбитской было!», подразумевая, что эта ярмарка есть основа, центр, развязка всех дел, своего рода «крайний судья». С конца XIX в., оказавшись в стороне от Транссибирской ж.д. магистрали, начал терять торговое значение. Мировая война начала XX века, последовавшие за ней события окончательно подорвали Ирбитскую ярмарку. Возродившись на время в годы нэпа, она тихо умерла к концу двадцатых годов. В 1916 году начало регулярного движения поездов на Екатеринбург; Второе рождение городу дала индустриализация. В 1932 год - построен первый в стране завод по производству багероэкскаваторных машин, для добычи торфа, который в 1939 году начал выпускать автотракторные прицепы. Советский Ирбит стал значительным промышленным центром Зауралья. В городе развивалось машиностроение, производство строительных материалов, фармацевтическая, легкая и пищевая промышленность. В 1941 году в город эвакуирован из Москвы мотоциклетный завод, ленинградский фарфоровый завод и Константиновский стекольный завод, московский «Акрихин». В 1942 году на фронт отправлен первый эшелон мотоциклов и первая партия небьющегося стекла для танков. За пятьдесят с небольшим лет с его конвейера сошло свыше трех миллионов мотоциклов. Ирбитчане стали законодателями в отечественном мотоспорте. В 1954 году выпущен 100-тысячный прицеп, в 1972 год 50-ти миллионный квадратный метр стекла, в 1975 году выпущен миллионный мотоцикл.
Сегодня славу Ирбиту создают заводы: мотоциклов, стекольный, химико-фармацевтический, агрегатный, кирпичный. Швейная фабрика, лесоперерабатывающие предприятия, труженики молочного и хлебопекарного заводов, на ирбитской земле находятся лучшие в области и одни из лучших в России колхозов — «Урал» и «Россия». Все весомее становится культурное наследие Ирбита. В городе сохранились материальные свидетельства великой ярмарки: останки гостиного двора, пассаж, дома известных русских купцов. Здесь находится уникальная коллекция тяжелых мотоциклов (отечественных и зарубежных), являющаяся национальным достоянием. «Ирбитским чудом» стало появление в городе государственного музея изобразительных искусств, располагающего произведениями Дюрера и Ван Дейка, Рембрандта и Гойи… Все это позволяет говорить об Ирбите, как уникальном городе не только для Урала, но и для России.
В настоящее время город Ирбит, является центром Восточного управленческого округа. Общая площадь муниципального образования город Ирбит 6423 га.
www.irbit.info |